Моя мамочка

Дата публикации: 20.05.2021

В статье рассматривается опыт проживания утраты ребенка молодой матерью, и показано, как помогает метод Интегративно-ресурсной психотерапии (ИРП) выйти из этой травматической ситуации. Читая статью, вы сможете прикоснуться к некой интимности и, надеюсь, понять что-то глубокое для себя.

Клиентка пришла на консультацию в связи с тем, что дочь ворует. Она прежде уже обращалась к психологу, и ей было рекомендовано просто прятать ценные вещи и следить за дочкой. Но ситуация оказалась куда более глубокой, чем первоначальный запрос.

В процессе консультации мы подошли к ее отношениям с дочерью. И оказалось, что в них существует некое отчуждение. Чувства проявлялись к дочери не в полной мере. Клиентка не могла сказать почему.

Она рассказала, что до дочери, давно, у нее был маленький сын, который умер в восемь месяцев. Она родила его в юном возрасте и сильно уставала от забот о нем. Однажды, по дороге домой, она подумала, как мало у нее свободы из-за ребенка, и столько от него хлопот. Придя домой, она увидела ребенка без дыхания на пеленальном столике. С ним оставался муж. Он, отвлекшись, не заметил, как ребенок захлебнулся, отрыгивая. Они вызвали скорую, но было слишком поздно. В тот момент клиентка умерла вместе с сыном, точнее умерла часть ее души (субличность) - молодая мамочка.

Когда женщина рожает, появляется новая часть личности - мать. И эта часть личности клиентки настолько «заморозилась», вытеснилась в бессознательное, что все произошедшее казалось ей сном. Она не обсуждала это ни с кем. Мало кто из знакомых знал об этой истории. Клиентка осудила себя тогда за мысли, что хотела жить без забот о сыне, быть свободнее.

Сейчас она осуждала себя за то, что делает что-то не так, и поэтому дочь ворует. Ситуация беспомощности и осуждения повторилась.

Мы работали с проживанием горя по потере сына и потере своей части - матери. Работали методом ИРП. Клиентка закрыла глаза и увидела себя, стоящую около пеленального столика. Она проживала ту боль, что держала внутри себя все эти годы. И говорила своей любящей и юной части: «Оживай моя мамочка, ты так нужна мне и моей доченьке» (разблокировка «мертвой» части). Были слезы, отреагирование ненависти к ситуации, когда сын так внезапно умер, и ничего уже нельзя было поделать. Далее, по методике ИРП произошла трансформация ненависти к нелепой трагической ситуации в любовь и благодарность сыну, что он был в ее жизни. И благодарность дочери, которая оживляет свою маму, привлекая воровством ее внимание. Клиентка осознала, почему сложно было найти с ней контакт. Также по методике ИРП освободили юную мать от осуждения себя за желание свободы. Ведь молодая женщина может быть свободна и при этом любить своего ребенка.

После консультации у клиентки наладились отношения с дочерью. А дочь перестала воровать.

Анализируя данную консультацию, можно увидеть, что ситуация, с которой клиент приходит к психологу, назовем ее верхней, является продолжением более ранних травматичных ситуаций, так называемых нижних. То есть у клиента проблемы повторяются. И пока он не проработает их, это будет продолжаться снова.

Психологу можно работать, как с той ситуацией, с которой приходит клиент, так и с нижней. Обычно клиент сам вспоминает то, что было ранее, и психолог лишь идет за ним, задавая правильные вопросы. Если бы мы на этой консультации пошли глубже, то, возможно, могли бы увидеть похожий опыт взаимодействия клиентки и со своей матерью.

Хочется сказать: «Не ждите повторов, работайте с вашим травмирующим опытом и оживляйте лучшие части себя!»

Вернуться к списку